Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Изготовление стеклопластиковых изделий (с картинками)
www.supra-club.ru > Супра клуб > Тюнинг > Прочее
Bars
Несколько лет назад писал мануал кратенький, если кому не лень - дополняйтеsmile.gif

На примере изготовления бампера

Начинаем с того что к штатному бамперу привинчиваем предварительно вырезанную фанеру или любой другой кусок плоского материала который будет служить основой нижней части бампера, и начинаем долепливать неоюходимые элементы из пластелина. Пластелин используем скульптурный, у нас продаётся в магазине для художников и скульпторов. кирпичами по 1 кг. стоит в районе 45-50 рублей.


Время от времени примеряем на авто и смотрим что получается, корректируем форму..


После окончательного определения с формой и поверхностями доводим все поверхности пластилиновые до гладкого состояния при помощи шпателей, плстмассовых и железных линеек, кредитных карточек.. Что бы в последствии на изделии было минимум шпаклёвки.


И подготавливаем бампер для снятия матрицы. Устанавливаем так, что бы везде можно было достать ксточкой и руками.

Потом берём воск и тщтельно промазывем все поверхности и особенно края, что бы матрица ни где не прилипла к бамперу.

Дальше начинается процесс изготовления матрицы. Берём Гелькоат (мы используем для черновых матриц обычный серый под кисть) и аккуратно наносим на наш бампер кистью так, что бы не содрать слой воска.


Так покрываем весь бампер и оставляем сохнуть. Сохнет до момента, когда уже пальцы не оставляют следов. мы обычно ждём от 4 часов до суток в зависимости от загруженности и температуры.

Потом покрывается вторым слоем.

И начинается процесс ламинации. Стекломатом (мы используем стекломатт с плотностью 300гр/м2) и смолой 105 предускоренной. Кладём послойно, хорошо пропитывя стекломат смолой что бы не осталось ни одного пузырька, особенно в первом слое.

Так кладём от 3-х до 5 слоёв на матрицу и в некоторых ответствеенных местах усиливаем дополнительно.

Собственно после застывания последнего слоя даём ещё денёк на то, что бы матрица посильнеее застыла и вынимаем наш бампер и пластелин изнутри.


После матрицу отчищаем от пластелина и всяких неровностей, отшкуриваем поверхности до которых легко добраться (что бы на изделии эти поверхности меньше доводить) И готовим для начала изготовления изделия.

Собственно процесс изготовления изделия такой же как и для матрицы - обильно смазываем воском все поверхности матрицы, наносимпоследовательно с просушкой 2 слоя гелькоата и так жк с просушкой 2 слоя стекломата, усиливая края и крепёжные места. Так же после затвердевания вынимаем изделие из матрицы и псле этого начинаем готовить его к покраске. Так как в пластелине всё равно в идеал поверхности не выведешь то приходится пользоваться шкуркой и немного шпатлёвочкой. Не забудьте перед нанесением шпатлёвочки предварительно обезжирить и зашкурить поверхности, иначе отвалится.


После доводки отдаём изделия в покраску и вешаем на автомобиль. Наслаждаемся результатом.






Приятного Аппетита! )

П.С. информацию по композитным материалам и приобретению можно узнать тут composite.ru там же есть адреса филиалов по стране. мы у них таримся.
Блек
ОГРОМНОЕ СПС
оч полезно почитать т.к. летом думал попробовать чето извоять
Sub
Зачет! Можно прям в FAQ переносить smile.gif
LeXa
ещё бы фак по применению грунта(какой) для окраса.
Bars
Ну для стеклопластика какого-то особого грунта не требуется.. всё точно так же как и с металлом, и со шпатлёвкой
Artfto
А если гелькоата нет? У меня стеклопластиковые пороги и капот - по 3 раза перекрашивали - всё время под краской возникали канавки мелкие...
Можно вобще поверх готового изделия без гелькоата его потом нанести перед покраской?
Bars
Ну в принцыпе положение это спасёт, только достаточно странно делать изделия без гелькоата сразу, он ведь как раз даёт гладкую однородную поверхность.. В крайнем случае вместо гелькоата (если его вдруг нету) можно просто перед укладкой стекломата покрыть матрицу смлой и дать ей подсохнуть..

Так же возможно спасёт положение жидкая шпатлёвка (двухкомпонентная) нанесённая пулевером достаточно толстым слоем.. потом перетирка и грунт с краской.
LeXa
что то мне эта затея не особо нравитцо после приобретения обвесов из стеклопластика и покрытые каким то пластиком. смысл сей басни такова, что покрывать стеклопластик каким либо хрупким материалом утопия, так как при небольшой деформации он начинает покрываться паутинкой(трещинами).
нужно что то более эластичное, что то типа вот такова
Цитата
BP 725 Хорошая элластичность
http://composite.ru/kompozity/materialy/prestocol/ . подскажите если я не прав?
Bars
Каким пластиком? Гелькоаты делаются из той же смолы что и само изделие. Большую хрупкость они могут получить при нарушении технологии, когда добавлено слишком много катализатора для быстрого затвердевания или очень толстый слой гелькоата. А использование соединительной пасты боюсь будет крайне неудобно.
LeXa
спасибо за разъяснения.
Supreme
ыы....ссылка не работает корректно.
Bars
Сайт обновили, исправил.
supra300
уточнение: материалы для окрашивания FRP CFRP применяются не какие попало, а только те что стойки к стиролу и производным. Иначе и будет образовываться микротрещины и проч.
Из чего и для чего гелькоат несложно посмотреть в Справочнике или ТТ.
Смолы использовать для деталей которые будут находиться на улице так же какие попало не стоит, как и гелькоат, например GN прослужит долго и без дефлрмаций и проч, а GE для агрессивной среды, перепадов влажности и температуры не предназначен...

Хорошая работа
Supreme
я вроде по этой теми инфу читал,рекомендуется делать из стеклоткани(желательно Т13)и использовать не полиэфирную смолу а эпоксидную,смотрел цены,вроде приемлимые.
Полиэфирная смола . Нет никакого смысла в применении современных видов тканей и высокомодульных материалов со стандартной полиэфирной смолой . Это универсальная смола , которая является стандартом в промышленности на протяжении уже многих лет . Ее недостаток состоит в том , что она довольно хрупкая - при повышенных нагрузках она покрывается трещинами , вместо того чтобы растягиваться и затем принимать свою первоначальную форму . Прежде чем треснуть , ортофталевая полиэфирная смола удлиняется примерно на 2 % при прочности на разрыв в 65 МПа . Это говорит о том , что когда тонкие высокомодульные волокна и современные ткани будут еще тянуться , достигая своего рабочего диапазона , сама смола уже растрескается.
Другим видом полиэфирной смолы является изофталевая . Она немного эластичней и обладает повышенной химической стойкостью , т.е. менее чувствительна к осмотическим явлениям и химическим веществам , содержащимся в воде . Изофталевая смола тянется на 2.5% прежде чем растрескаться и обладает примерно такой же прочностью , как и ортофталевая . Стеклопластик на изофталевой полиэфирнрй смоле , отформованный при помощи вакуума с использованием биаксиального материала со стекломатом (Е) позволяет получить достаточно прочный корпус , который прочнее , чем стандартный ламинат из мата и ровинга . Увеличение стоимости по сравнению с вариантом мат-ровинг-ортофталевая смола довольно незначительное .
Винилэфирная смола . Чтобы максимально использовать прочностные свойства современных волокон , необходима смола , обладающая высокой прочностью и при этом способная тянуться. В судостроении такими смолами чаще всего выступают винилэфирная и эпоксидная . Винилэфирная обладает гораздо большей эластичностью , чем любая из полиэфирных - в среднем она тянется на 5% , прежде чем треснуть и обладает прочностью на разрыв в 82 МПа . Это означает , что стеклопластик на основе такой смолы будет много прочнее полиэфирного и прочность соединения оболочки с заполнителем будет выше . Винилэфирная смола обладает куда более высокой химической и осмотической стойкостью , чем любая из полиэфирных смол.

Еще одним достоинством винилэфирных смол является их совместимость с материалами , которыми обработаны стандартные стекломаты и с оборудованием и технологиями , применяемыми при работе с полиэфирными смолами . Те , кто привык работать с полиэфирной смолой , не испытывают каких-либо трудностей при переходе на винилэфирные и обратно . Что более ценно - винилэфирные обладают уникальным свойством образования хороших клеевых соединений с полиэфирной смолой , равно как и наоборот . Все это позволяет очень гибко организовать процесс производства . В большинстве случаев стеклопластик на винилэфирной смоле с использованием биаксиального материала со стекломатом (Е) либо высокомодульных тканей обладает такой прочностью , которая только может потребоваться на практике .

Эпоксидные смолы . Смолы , обладающие еще более высокой прочностью - эпоксидные . Они тянутся как правило более чем на 5% , а прочность на разрыв составляет 86 МПа . Химическая стойкость у них еще выше , чем у винилэфирных . Благодаря своей способности заполнять мелкие пустоты и высокой эластичности , эпоксидные смолы обладают самой высокой прочностью на отрыв из всех стандартных смол . Как следствие , стеклопластик на основе эпоксидной смолы может с успехом формоваться без использования стекломата вообще (хотя для образования соединения сэндвичевого заполнителя с оболочкой и требуется предназначенный для эпоксидной смолы мат либо специальная шпатлевка ) . Если из ламината убрать стекломат , это позволит добиться наивысшего содержания в нем стекла или иного волокна , получив в итоге стеклопластик с самыми высокими механическими характеристиками . Качественно отформованный вакуумом ламинат из конструкционного стекловолокна (S) обладает прочностью на изгиб в 586 МПа . Это равноценно прочности нержавеющей стали при в пять раз меньшем весе и отсутствии коррозии . Стеклопластик такого рода весьма недешев - как по стоимости материалов , так и по квалификации работников и проектировщиков . Применяемое при этом оборудование плохо совместимо с полиэфирным техпроцессом . Поэтому на практике эпоксидные смолы более всего находят применение в области достижения предельных скоростей , в военной и спасательной технике .

Стекломат , он же просто мат , представляет собой стекловолокна , нарубленные мелкими кусками длиной от 12 до 50 мм и склеенные друг с другом временным связующим - эмульсией . Из-за того , что волокна короткие и ориентированы хаотично , мат не отличается прочностью. Однако он легко пропитывается смолой , так как является мягким , толстым и рыхлым , похожим на губку при пропитывании . Мат хорошо использовать для клеевого соединения слоев из других видов стекломатериалов и заполнителей . Поэтому самый популярный способ формования корпуса - это укладка чередующихся между собой слоев ровинга и мата .

Тканый ровинг . Тканый ровинг - тяжелая грубая ткань , состоящая из прядей стекловолокна . Благодаря тому , что волокна имеют большую длину и ориентированы в перпендикулярных направлениях , ровинг представляет собой очень прочное армирование . При равном весе , отформованный из одного только ровинга стеклопластик обладает в два раза большей прочностью , чем стандартный стеклопластик из ровинга и мата . Однако , чтобы изготовить качественный ламинат из чистого ровинга , требуется высокая квалификация и внимание . Без мягкого рыхлого материала , каким является мат , сложно добиться , чтобы сравнительно твердые и плоские слои ровинга надежно склеились друг с другом . Поскольку стеклопластик из ровинга с матом на практике обладает достаточными качествами для обычных лодок , мало кто из производителей идет на дополнительные расходы .

Стеклоткань . Настоящая стеклоткань представляет собой очень прочный материал . Из-за своей дороговизны она применяется практически исключительно в конструкциях небольших лодок и для отделочных работ . В отличие от ровинга ткань имеет очень мелкую текстуру и часто используется при формовании как наружный слой для укрытия грубой поверхности ровинга и мата . К примеру , один-единственный слой стеклоткани изнутри корпуса позволяет получить красивую гладкую поверхность . Как следствие , тонкую стеклоткань часто именуют отделочной .
Конструкционная стеклоткань Т-13 наиболее удачно подходит для изготовления различных видов стеклопластиков, например: бампера автомобилей, лодки, яхты, и т.д. Она имеет следующие характеристики: толщина 0,27 мм, поверхностная плотность 285 г/м2, плотность ткани по основе (16 нить/см), плотность ткани по утку (10 нить/см), разрывная нагрузка по основе не менее 1960(200) Н(кгс), разрывная нагрузка по утку 1274(130) Н(кгс), вид плетения – полотняное. Замасливатель Парафиновая Эмульсия. Стеклоткань конструкционная Т-13 поставляется в рулонах различной намотки

Источник : The Elements of Boat Strength , 2000
supra300
Ровинг можно проследить во многих изделиях,это быстро дешево и достаточно качественно. Стеклоткань используется в некоторых изделиях только как подложка. Мат... мат работает в отличие от ткани не в ДВУХМЕРНОЙ, а в ТРЁХМЕРНОЙ проекции, что само по себе убирает любые споры. Если клиент, а они всегда спрашивают много и ждут ответов, спрашивает из чего бы я себе сделал ту или иную деталь, например хаузинг для катушек... мне нет желания делать его из твида, не хочется шпандорить скобы как делают все, я сделаю термопластик, который легкий и который выдержит температуру на ГБЦ, если нужна "морда", лучший материал не FRP, лучший PP и производные. Делать детали из него штучно дорого и сложно, потому применяют композиты. Но для каждой конкретной детали предпочтительнее применять тот материал, который для неё лучше. Потому руководствоваться необходимо только этим. Если сложно понять достаточно посмотреть ЧТО применяет производитель для оригинальной детали и вопросов больше не будет
Supreme
Мат... мат работает в отличие от ткани не в ДВУХМЕРНОЙ, а в ТРЁХМЕРНОЙ проекции>>>ты имел ввиду ему проще придать форму?ну а допустим если тот же капот из стеклоткани сворганить,не используя мат,реально?
Bars
Да, капот сделать можно из стеклоткани, на нём не такие сильные изгибы в трёх плоскостях. можно считать его плоским:))

По поводу эпоксидки со стеклотканью. у нас очень часто попадаются на ремонт десятки 106-е с опелёвскими движками которые, так вот, там обвесы как раз из эпоксидки и стеклоткани. уж не знаю в чём там фишка, но часто встречаются расслоения изделия, трескается ни чуть не хуже стеклопластика на полиэфирке, и для ремонта не очень приятная штука - при зачистке болгаркой воняет что скунс. так что я лучше на полиэфирке останусь:) плюс полиэфирка сохнет быстро.
supra300
Цитата(Supreman @ 29.5.2009, 21:20) *
Мат... мат работает в отличие от ткани не в ДВУХМЕРНОЙ, а в ТРЁХМЕРНОЙ проекции>>>ты имел ввиду ему проще придать ..


В трёхмерной... проще представить деталь которая собрана и держится в оси координат xyz, а ткань только xz,и конечно прочнее будет мат. Делать криволинейную поверхность из мата так же проще, для первых двух слоёв используй вуаль, если деталь сложной формы. Чтобы избежать пузырей, от них проще избавиться используя преформы либо как вариант вакуумную формовку, но это не всегда выгодно
Supreme
Вроде,стеклоткань прочнее чем мат...или я что то не так понимаю?
supra300
Если нет уважения к тому кто работает и тем кто пишет книги, можно создать лабраторные условия и проверить. Скажу от себя, что из тех кто пишет, понимают предмет единицы...
Supreme
Спорить не буду,конешно,потому что сам хз!)ну мне всетаки кажется, что стеклоткань лучше,моежет не по ее свойствам прнимать форму детали,но по прочности,точно!
supra300
Цитата(Supreman @ 3.6.2009, 4:55) *
Спорить не буду,конешно,потому что сам хз!)ну мне всетаки кажется, что стеклоткань лучше,моежет не по ее свойствам прнимать форму детали,но по прочности,точно!


в некоторых областях производства ткань остаётся. В авиастроении, военной промышленности, судостроительстве, как шла углеткань высокой плотности так и идёт. А вот что применяют, ткань или мат в автомобильной, какого типа композиты, в том числе GF наполненные несложно без лабораторий посмотреть например разбив облицовку еврофуры, усилители, крылья, крышки багажников и целые кузова некоторых автомобилей.

В основном перешли либо на мат, в том числе холодной прессовки, либо на ровинг. Для мелкосерийных деталей в том числе "каменные" детали для кладбищ и а ля обвес делаются одним методом и тканью там даже не пахнет. Это легко объяснимо, потому что работать с установкой по укладке особой квалификации не надо, это может сделать любая обезьяна вне зависимости что у неё на голове тюбетейка или маска 3М. Отсюда наружный толстый слой дешевого гелькоата и неравномерный тонкий связующее-наполнитель, причем в пропорции, которая изначально делает конечную деталь хрупкой. Некоторые производители делают проморолики когда вынимают не до конца полимеризированную деталь из матрицы и заворачивают её, с последующим упругим распрямлением, чтобы показать какая она гибкая. На самом деле действительно гибкой может быть деталь из PUR пластика, но порог из CFRP который завязывают в узел...

Неплохо и сжато разъяснено можно найти несколько ресурсов, в основном производителей и дистрибьюторов. Один из примеров: http://www.ruspol.spb.ru/dion_chem.htm

Потребителям, купившим машину и желающим что либо с ней сделать, ни кто не разъясняет почему одна деталь стоит 12000 рублей, а похожая 6000. И почему ту что за 6000 покупать не надо и каким образом облегчённая деталь может в итоге весить больше железного стока, но не выполнять возложенных на неё надежт и быть небезопасной. Я могу показать целую галерею из присылаемых на мыло фото, с указанными деффектами и целые фрагменты с кусками чужой работы под заголовком "я его слепила из того что было", но считаю это должен делать потребитель с которым произошёл неприятный инцедент. Предупреждать или нет о некачественном товаре и недобросовестном производителе, это личное дело каждого. Я могу только указать на деффекты и дать рекомендации как их устранить при желании самостоятельно.

Так как пояснения бывает вызывают излишние споры в основном людей более эмоциональных, чем компетентных, потому давать их не всегда уместно, тем не менее они необходимы для общего развития. Чтобы интересующиеся не тратили попусту ни время, ни деньги, ни нервы.
Supreme
Ну а про капот что скажишь?можно самому из стеклоткани слепить?ну и крылья.....
Bars
supra300 Спасибо за ссылку, перечитал сайт, освежил знания:) А то из-за лени и нехватки времени технологию упрощаем порой.. Да и не часто в последнее время с чистовыми матрицами приходится дело иметь.. Но всё ещё впереди:)

Supreman Конечно можно, мы же сами делаем:) Надо только изучить технологию, а лучше посмотреть как это делают те, кто умеет, и сделать. Если считаешь что это сложно - тогда обращайся к мастерам. И ещё, посчтий сколько это займёт у тебя времени и денег, на материалы, подготовку, изготовление.. возможно будет прощще купить готовый.
Supreme
я бы хотел их не покупать,а продавать) rolleyes.gif
LeXa
забарыжиться решил? wink.gif
подзаработать на Супру?
дело хорошее.
Supreme
ага! 17.gif Но вообще хотел бы сначала, поучаствовать в роли ученика!
Да и брат,все просит обвес на Opel Kadett!
supra300
тогда возьми простую небольшую деталь плоскую и попробуй сделать сначала матрицу, а после само изделие, потом по-больше и сложнее, потом составную матрицу и простое изделие, потом сложное. Дальше сам поймёшь надо ли.
Делать мелкие серии невыгодно. Знаю несколько человек, 4-х из них обычал, они все неплохо работали, на объём, потом перешли только на покраску, потому что это выгоднее, в конце концов все занимаются не обвесами. Только одна команда, так как занимаются автоспортом, делает одну-две детали для себя, в основном ремонтируют. Это для статистики. Наподумать)
Supreme
Да,надо думать.
Bars
+1 к Диме, не самое выгодное занятие - изготовление, особенно с нуля. Ремонты гораздо более выгодны оказываются.

Но если ты увлечён этой темой - пробуй, вдруг понравится:))
LeXa
вопрос к знатокам...
купил бампер реплику. по словам производителя типа все очень хорошо в изделии.
при осмотре выявилось что или при транспортировке или при каких то ещё условия, бампер пришёл с трещиной и, на сколько я понимаю, покрытие которое как бы глянцевое, поправте если я не прав, гелькоат в некоторых местах покрылся паутинкой или трещинами от воздействия., поэтому принято решение счиститиь этот (блестящий) слой и покрыть более эластичным, который не будет расходиться паутинкой при малейшем изгибе - механическом воздействовании.
посоветуйте, каким составом сделать покрытие на чистовую? может быть есть что то типа жидкой пластмассы или ещё что?
supra300
чтобы ремонтировать такое изделие надо точно знать какие смолы применялись полиэфирные или эпокси. Это обычно не добиться. Потому нужно чёткое близкое фото наружной и внутренней части. Возможно ты зря беспокоишься
LeXa
зря не зря ...... а паутинка на поверхности есть. позже выложу фотки в хорошем качестве, благо техника позволяет.
кстати.... из чего изготовлен бампер, может сказать броневитек, его изделие.
supra300
тогдаподождём) хотя в 90% это гелькоат, полиэфирная смола... надо удалить повреждённый слой, обезжирить и залить смолой. Если есть внутренний выход, то же самое с армированием внутренней части. Главное чтобы не было воздуха. Если смола будет самая дешевая необходимо внутреннюю неокрашеваемую поверхность обработать антигравием например чтобы закрыть доступ влаге. Некоторые смолы, из которых некоторые производители производят детали не подходят для применения в агрессивной среде, т.е. для наружных панелей кузова, как-то капоты, крылья, накладки, диффузоры, спойлеры, сплиттеры... Без соответствующей защиты начинают терять эластичность, набирают влагу, трескаются и гниют. После обработки хотя и весят больше, но живут дольше.
LeXa
нашел вот такую штуку. что скажеш?
http://www.chamtec.ru/wmc/ru/polimers/liqplast/
supra300
один из продавцов материалов и оборудования. Где-то 9 лет назад занимался мелкосерийным производством. Цены на прессформы были дикие. Потом переключился на единичные сложные заказы, и надобность в покупки одного оборудования отпала, купил другое.
По мелкосерийному могу сказать что достаточно невыгодная штука. У товарища была рекламно-сувенирная компания купили оборудование. В итоге реально зарабатывали не другой продукции. Но всё равно закрылись.

малотиражный эксклюзив, как есть в статье, нужен реже чем одиночные изделия.
Оттуда же: Стоимость литья самих деталей из пластмассы, зависит от их сложности, типа применяемого для литья полимера, и составляет от 15 € за каждые 100 г. веса отливаемой детали. Это всё объясняет.
LeXa
я же не собираюсь делать новую деталь, я хочу просто покрыть этим пластиком вместо гелькоата. по описанию к применению это возможно.Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
supra300
где-то уже писал как ремонтировать поэтапно. Если коротко: шлифовать повреждённое место до однородности материала снаружи и внутри с ореолом 40-50 мм, с наружной и с внутренней стороны, пыль убрать обезжирить очистителем силикона, ореол замаскировать, куски наполнителя, лучше мат уложить, пробить со смолой до "отлипли", перевернуть на обратную сторону, если в процессе шлифовки вскрылась полость или сквозное отверстие его можно закрыть при помощи плёнки и малярного скотча, после начала работы с внутренней стороны скотч и плёнку удалить, так же мат или резанный мат, смола, пробить чтобы не было пузырей, свищей... оставить на сутки. Желательно закреплять изделие чтобы избежать деформаций.
На следующий день шлифовка, вероятно будет необходимо подмазать шптлёвкой, выбирать ту что нейтральна к остаточному стиролу, их масса, приводить конкретную нет смысла. Далее грунт с теми же параметрами, это важно! Покраска.. Всё.
Это если коротко)
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.